Jump to content
Форум Akvalang.com

Основы грамотного дайвинга "DIR diving"


Recommended Posts

Основы грамотного дайвинга !

Плавать грамотно, эффективно, комфортно и безопасно — это цель Dir-дайвинга как системы. Отшлифованная в тысячах сложнейших пещерных и глубоководных погружений, dir-система проста, эффективна и невероятно полезна для дайверов любого уровня. Она может перевернуть ваше представление о дайвинге в целом, вашем месте и пути развития в нем.

 

 

Концепция DIR

 

Аббревиатура DIR происходит от английской фразы «Doing It Right» -"Делай правильно». DIR — это логически построенная система приемов и требований, регламентирующая стиль подводного плавания, конфигурацию снаряжения и работу в команде. Система направлена прежде всего на повышение безопасности, комфорта и эффективности погружений.

Возникновение этой системы продиктовано постоянно увеличивающимися требованиями, предъявляемыми к аквалангистам сложными, а иногда просто экстремальными внешними условиями, возникающими при проведении глубоких погружений, плавании в пещерах, на затонувших объектах и т. п. Это, однако, совсем не означает, что DIR-концепция применима только в таких сложных условиях, и рекреационным дайверам она совершенно не нужна и не интересна. Практика показывает, что принципы, заложенные в основу системы, оказываются очень полезными для дайверов любого уровня и в любых условиях. При этом всего лишь смещаются акценты и главными становятся получение удовольствия, удобство и комфорт.

Давайте рассмотрим главные аспекты DIR. Начнем с самого важного — стиля плавания, на котором базируется все остальное.

Задержка в реагировании на многие аварийные ситуации под водой может оказаться плачевной. Задержка такого рода обычно возникает по нескольким причинам: психологическая неготовность дайвера к преодолению создавшейся ситуации; неготовность команды дайверов действовать сообща; неправильно подобранное снаряжение, ограничивающее способность дайвера устранить причину либо последствия ситуации. Сами аварийные ситуации, в свою очередь, чаще всего возникают также по нескольким основным причинам: отказ элементов снаряжения; усталость и потеря контроля; воздействие неблагоприятных внешних условий (течение, ухудшение видимости, зацепление за подводные объекты и т. п.).

Поэтому система DIR базируется прежде всего на трех главных компонентах:
работа в команде;
тщательная подготовка каждого погружения;
конфигурация снаряжения.

Естественно, что все три эти элемента присутствуют и в требованиях, и тренировках большинства других обучающих систем (система бадди, рекомендации по выбору снаряжения, планирование погружений преподаются на базовых курсах подводного плавания), но есть ряд особенности, присущих только DIR, а насколько они эффективны давайте будем судить, когда разберем все отличия.
Работа в команде.

Система напарников (бадди) предусматривает разбиение дайверов на пары и плавание в непосредственной близости друг к другу под водой, при этом люди могут быть «представлены» друг другу непосредственно перед началом погружения. Стоит ли удивляться тому, что такие напарники иногда смотрят на своего бадди только как на самоходный резервный запас воздуха и часто мешают друг другу при погружении, проявляя излишнюю заботу, либо, напротив — полную невнимательность. DIR, как система рассчитанная на проведение настоящих подводных исследований, предусматривает работу не в паре, а в команде. Люди, составляющие эту команду, постоянно общаются и работают вместе не только под водой, но и на суше. Роли каждого члена команды точно определяются на этапе подготовки погружения. Группа действует как одно целое для выполнения определенной задачи (пусть даже такой задачей является всего лишь развлекательное плавание над рифами на глубине 4 метра).
Подготовка к погружению

К сожалению многие думают, что подготовка к погружению начинается только в день его проведения, а то и вовсе, за полчаса до начала. Настоящая подготовка начинается задолго до начала экспедиции и включает в себя три основные части: психологическую подготовку, физическую подготовку и повышение дайверского опыта. Те, кто не уделяет внимания хотя бы одному из этих трех факторов, не являются достаточно подготовленными к погружению и как следствие испытывают более низкий уровень комфорта под водой, пропускают все интересное и чаще могут служить причиной возникновения опасной ситуации.
Психологическая подготовка

Дайвер, который психологически не настроен на погружение, не способен нести ответственность за своего напарника и адекватно реагировать на окружающую ситуацию. Напротив, хороший психологический настрой позволяет дайверу чувствовать и наблюдать признаки приближения опасной ситуации и адекватно реагировать еще до её возникновения.
Физическая подготовка

Людям с плохой физической подготовкой сложнее решать специфические для дайвинга проблемы, такие как преодоление неблагоприятных подводных условий или повышенный риск возникновения декомпрессионной болезни. При этом они подвергают повышенному риску не только себя, но и других членов команды, поскольку обладают меньшими возможностями оказать помощь в экстренном случае.
Опыт

Сейчас нередки случаи, когда новички, побуждаемые их инструкторами, начинают заниматься не дайвингом, а скорее коллекционированием различных карточек, якобы подтверждающих их квалификацию по различным специализациям. В итоге, некоторые из них приходят на курсы декомпрессионного или пещерного дайвинга, не имея реального достаточного опыта погружений. Достижения профессионалов в пещерном и глубоководном дайвинге могут создать у многих обманчивое впечатление «легкости» всего происходящего. Процессы многолетней подготовки к таким погружениям часто остаются в тени. Дайвер, который попытается забыть об этом и «пропустить» длительный процесс накопления личного опыта перед подобным погружением, очень сильно рискует так никогда и не закончить его. Поэтому DIR возвращается к основам и делает упор именно на повышении опыта каждого дайвера взамен коллекционирования карточек.
Конфигурация снаряжения

Мы не случайно начнем рассматривать этот элемент системы только сейчас, хотя в основном DIR ассоциируется именно с требованиями, предъявляемыми к конфигурации снаряжения. Дело в том, что как уже было сказано выше, DIR состоит из трех основных частей и заимствование только одной из них в любой другой системе не делает её оптимальной. Это высказывание справедливо также и для конфигурации. Попытки «усовершенствования» DIR конфигурации в большинстве случаев просто нарушают стройную, проверенную годами и погружениями систему, в которой все элементы дополняют друг друга.

Конфигурация DIR базируется на концепции минимализма, которая означает, что любой элемент снаряжения, который не нужен в конкретном погружении, является помехой и должен быть оставлен дома.

Второе требование к снаряжению — это обтекаемость. Неприемлемы все элементы снаряжения, которые создают сопротивление движению либо угрозу зацепления за торчащие объекты.

Третье правило — доступность любого элемента снаряжения в любой ситуации, когда может понадобиться что либо сделать с ним или его помощью (достать буй или катушку, нож, фонарь, дотянуться до любого из вентилей баллона и т. п.).

Дайверы DIR используют:
жесткую стальную или алюминиевую спинку с подвеской, выполненной из одного куска жесткой и прочной нейлоновой ленты;
компенсатор «крыло», размер которого выбран в соответствии с количеством и весом используемых баллонов, и не создает излишнего сопротивления движению дайвера в воде, обеспечивая правильное горизонтальное положение;
резервную вторую ступень регулятора на коротком шланге, висящую на шее;
основную вторую ступень на длинном шланге (1,5-2,1 метра) проведенную под аккумуляторной канистрой основного фонаря, висящей на поясе, и затем проходящем поперек груди дайвера и сзади по шее.
три источника света — основной канистровый с рукояткой Гудмана, оставляющей свободными руки, и 2 резервных, размещенных на подвеске.

Несмотря на то, что существует множество мелких деталей, все сказанное выше составляет фундамент правильной конфигурации снаряжения по DIR. Каждая из подобных мелочей логически обоснована и, что самое важное, проверена множеством сложнейших погружений.

Статья написана с использованием материалов Джарода Джаблонского — президента компании GUE (Global Underwater Explorers) и материалов компании RusSub.

 

 

Конфигурация снаряжения в системе Doing It Right (DIR)

 

 

 

Джордж Ирвин

Хорошая конфигурация подводного снаряжения должна позволять вам совершать погружения любого плана - от погружений в открытой воде до погружений в пещеры, так, чтобы использование дополнительного оборудования, необходимого для соответствующего погружения, не создавало помех и не изменяло уже существующую конфигурацию. Погружения с одной и той же конфигурацией позволяют всегда реагировать на чрезвычайные ситуации одинаковым образом. Также, по причине хорошего знания этой конфигурации, снижается общая загрузка выполняемыми задачами. Другими словами, такая конфигурация не только помогает решать проблемы, но и предотвращает их.

Начнем с резервного регулятора (не "safe second", или "октопус", а РЕЗЕРВНЫЙ). Резервный регулятор должен быть доступен в любой момент. Он висит на шее на хирургическом шланге или на резиновом жгуте, и крепится к регулятору, тем же хомутом, которым крепится загубник. Регулятор должен находится близко к шее, чтобы минимизировать влияние эффекта вентури, и чтобы резинка могла служить стропом, плотно удерживая регулятор во рту, если это необходимо. Регулятор должен быть несбалансированный, низкопроизводительный. Промежуточное давление на всех регуляторах должно быть установлено на минимальном уровне, для предотвращения фри-флоу, и снижения нагрузки на вторые ступени и шланги. В большинстве вторых ступеней подача идет справа на лево, поэтому резервный регулятор подсоединяется к левому вентилю манифольда, на шланге, достаточно коротком, чтобы он не "полоскал на ветру", изнашивая соединения. На этом шланге, как и на всех остальных, используется протектор. Мы не применяем регуляторы с "поточными" клапанами, регуляторы, в которые при использовании скутера, или в течении, поступает вода, или регуляторы с нестандартными соединениями. Мы используем вторые ступени, которые можно разобрать и прочистить под водой. Мы используем регуляторы, которые работают при низком промежуточном давлении. Вторые ступени не должны быть туго прикручены к шлангу, чтобы их можно было поменять под водой. Если мы говорим о конфигурации для открытой воды, то представьте, что все шланги будут идти от одной первой ступени, а не от спарки с манифольдом.

Мы применяем манифольды с двумя выходами (вентилями), и с изолятором в центре, как для обеспечения дублирования, так и для того, чтобы было можно решить наиболее частую проблему: потерю ручки вентиля, с последующим фри-флоу, или закрытие вентиля, с последующей потерей ручки. Манифольд должен иметь боковые уплотнительные кольца, (никаких торцевых уплотнений), и должен настраиваться по длине. Вентили должны быть рассчитаны на 300 бар из-за большей длины резьбы на соединении, и должны быть установлены прямо, а не под углом, иначе соединение DIN может обломиться. Ручки вентилей должны быть подпружиненными, мягкими, с металлическим сердечником, чтобы они не слетали - никаких металлических ручек. Металл деформируется, и вентиль может заклинить в закрытом или открытом состоянии, также металлическую ручку трудно провернуть двумя пальцами. Порты сброса избыточного давления должны быть закрыты заглушками, рассчитанными на большее рабочее давление (чем устанавливаются стандартно), и эти заглушки надо часто менять.

Основная вторая ступень регулятора, устанавливается на правый вентиль манифольда в целях дублирования, и для облегчения передачи регулятора партнеру. В любой конфигурации такая вторая ступень должна быть на длинном шланге. Шланг идет (от первой ступени) вниз, между баллоном и крылом, под аккумуляторным блоком фонаря (если есть фонарь - если нет, то вокруг ножа (на поясе) или заткнут за пояс), обратно вверх по левой стороне туловища, сзади вокруг шеи, и ко второй ступени во рту. Когда длинный шланг не используется - во время плавания с этапным баллоном или во время декомпрессии - регулятор закреплен карабином за правое полукольцо на плечевом ремне. Карабин прикреплен к шлангу разрывным соединением. Хотя вы всегда должны стремиться отдать тот регулятор, который у вас во рту, переключение донора на длинный шланг для дальнейшего движения является обязательным. Основной регулятор НИКОГДА не подсоединяется к левому вентилю. Поскольку основная проблема левого вентиля - непроизвольное закрытие с последующим обломом ручки вентиля. Основной регулятор не подсоединяется к левому вентилю из-за значительного сокращения рабочей длины шланга при передаче регулятора напарнику, из-за неудобства размещения шлангов, из-за того, что шланги будут перегибаться при передаче регулятора партнеру и дальнейшем движении, что будет препятствовать нормальной подаче дыхательной смеси с этого вентиля. Шланги обладают плавучестью, а поскольку подводник должен всегда находиться в горизонтальном положении, как при передаче регулятора, так и в нормальном состоянии, то длинный шланг будет прижиматься к телу, и таким образом будет оставаться на месте. Такое положение шланга сразу решает несколько проблем, не создавая при этом ни одной, и не создавая помех остальным элементам снаряжения. Чтобы дыхание из длинного шланга было таким, как вы хотите, отрегулируйте промежуточное давление на первой ступени. Легкость дыхания значительно увеличится, а промежуточное давление будет ниже. Манометр идет от левого вентиля, прямо вниз к полукольцу с левой стороны поясного ремня, где он пристегивается карабином. Манометр должен быть без корпуса (резинового протектора вокруг прибора), без консоли и без прочих глупостей которые цепляются. Шланг (высокого давления) должен быть достаточно коротким, чтобы не попадать в поток, и быть достаточно длинным, чтобы можно было читать показания манометра, если его отстегнуть. Показания манометра легко читаются при помощи только левой руки. Инфлятор идет от крыла, через плечо, и через петлю из резинового жгута, которая крепится у полукольца на левом плечевом ремне. Таким образом, шланг инфлятора всегда можно без промедления найти. Шланг инфлятора должен быть достаточно длинным, чтобы им можно было достать до рта, до клапана поддува сухого костюма, и до носа - т.е. действуя одной рукой можно было бы совершить все три операции. Шланг должен быть достаточно длинным, чтобы из него можно было вдохнуть, одновременно нажав обе кнопки (только вдохнуть, а не дышать (вдыхая-выдхая в компенсатор)). Шланг низкого давления для инфлятора должен идти от правого вентиля. В этом случае инфлятор можно использовать как второй резервный, или как третий регулятор, если левый вентиль будет закрыт или если он будет закрыт и его ручка обломится. (Ручка правого вентиля тоже может обломиться, но она вращается в сторону положения "открыто", таким образом ручка обломиться на открытом вентиле). Также, вы вряд ли захотите узнать о том, что вентиль непроизвольно закрылся, когда вы будете не в состоянии поддуться - ключ к дальнейшим проблемам. Механизм самого инфлятиора не должен быть сбалансированным или высокоскоростным - это должен быть медленный инфлятор, чтобы было проще иметь дело с подтравливанием воздуха. Подводник должен представлять свою потребность в компенсации плавучести - составная часть хорошей формы, а это отличительная черта безопасного подводника.

Крылья не должны быть слишком большими или слишком маленькими. Подводник должен начинать (погружение) имея сбалансированный комплект, который дает ему все шансы справиться с чрезвычайными ситуациями. При погружении в океане или озере, стальные баллоны не должны использоваться без сухого костюма. Двойные крылья - это ключ к несчастью - их не следует использовать. Крылья с резинками - это несчастье, которое ждет своего часа. Их нельзя безопасно поддувать ртом, если они порваны, то они теряют газ, из таких крыльев нельзя дышать как из обычных, они создают больше сопротивления, чем обычные крылья. Для погружений в океане, лучшим выбором будут алюминиевые восьмидесятки (80 кубических футов). Если необходимо больше газа, то возьмите алюминиевый этапный баллон, но не рискуйте вашей жизнью, перегрузившись в начале погружения. Характеристики плавучести алюминиевых баллонов, особенно если они используются с гелием, таковы, что грузовой пояс и/или аккумуляторный блок фонаря обеспечат необходимый балласт, который в случае чрезвычайной ситуации можно сбросить. С полными баллонами ваш комплект будет иметь разумную отрицательную плавучесть, и нейтральную плавучесть с пустыми, но вы всегда сможете выплыть, сбросив груз. В пещере стальные баллоны должны использоваться с сухим костюмом. Они должны иметь достаточную отрицательную плавучесть, чтобы подводник мог оставаться внизу в случае чрезвычайной ситуации, когда у него остается мало дыхательной смеси. Нет ничего хуже в такой ситуации, чем оказаться слишком легким, чтобы держаться на расстоянии от потолка, и бороться с этим положением (пытаясь "отлипнуть", уйти вниз). Поэтому, перед использованием в пещере, комплект должен быть сбалансирован из расчета на ситуацию когда дыхательная смесь закончилась, и исходя из этого необходимо вывешиваться.

Подвесная система делается из цельного отрезка нейлоновой ленты - никаких пряжек, быстроразъемных соединений, или других точек отказа. На каждом плечевом ремне находится по одному полукольцу и одно полукольцо находится на левой стороне поясного ремня. Брасовый ремень, также делается из цельного отрезка ленты, и имеет петлю на фронтальной части, через которую проходит поясной ремень. Пряжка поясного ремня должна быть на правой стороне, так чтобы петля брасового ремня ее случайно не открыла. Брасовый ремень необходим для того, чтобы весь комплект оставался на месте, вне зависимости от того используется скутер (буксировщик) или нет. Любое давление на диафрагму, которое возникает при использовании комплектов без брасового ремня, приводит к увеличению ритма дыхания и к значительному дискомфорту подводника. На брасовом ремне, ниже петли находится кольцо для скутера. В этом месте мы никогда не используем быстроразъемное соединение. Нож находится в открытых ножнах, на поясном ремне с левой стороны от брасового ремня, так чтобы его можно было достать как пистолет. Резервные фонари прикрепляются карабинами к полукольцам на плечевых ремнях, и крепятся к плечевым ремням подвески резинками. Фонари оказываются под мышками, и не мешают при движении.

Аккумуляторный блок фонаря находится с правой стороны, крепится на поясном ремне, и фиксируется на месте либо той же пряжкой, которой застегивается поясной ремень, либо дополнительной пряжкой, которая продевается на ремень. Осветительная головка фонаря держится в левой руке. Когда свет не нужен или когда меняется этапный баллон, осветительная головка пристегивается к полукольцу на правом плечевом ремне, На правой стороне поясного ремня нет никаких полуколец. Если по какой-то причине на этой стороне крепится баллон, и он имеет характеристики плавучести стандартного этапного баллона, то петли из резинового жгута должно быть достаточно. Аккумуляторный блок фонаря является частью вашей грузовой системы и системы балансировки. Он никогда не должен располагаться сзади, а должен находится под мышкой, где он защищен, не создает дополнительного сопротивления, где им удобно управлять и можно снять его если необходимо.

Этапными баллонами должны быть алюминиевые баллоны на 80 кубических футов. В зависимости от количества воздуха или дыхательной смеси в баллонах, их плавучесть будет равно колебаться от отрицательной к положительной при использовании воздуха, и будет менее отрицательной при использовании дыхательной смеси. Баллоны крепятся карабинами из нержавеющей стали, размер которых зависит от необходимости использования при погружении перчаток. Карабины крепятся к баллону шнуром диаметром 1/4 ", который продевается под хомут, закрепленный на половине длинны баллона, и привязывается за шейку баллона. Верхний карабин должен быть привязан плотно к плечу баллона, нижний карабин должен быть привязан так, чтобы оставалось достаточно свободного шнура, которым можно манипулировать. Баллон должен быть плотно прикреплен (к подводнику) передней частью и свободно двигаться сзади, чтобы не создавать излишнего сопротивления. Ни на одной части вашего снаряжения НИКОГДА не должно быть соединений по принципу "металл к металлу" (так, чтобы их нельзя было бы отрезать ножом).

Этапные баллоны должны иметь постоянные обозначения максимальной глубины их применения (соответствующей смеси). Максимальная глубина применения указывается цифрами в три дюйма горизонтально по направлению баллона с двух сторон - чтобы подводник мог видеть чем он дышит, и чтобы это же мог видеть его напарник, вне зависимости от того, где находится баллон. Регулятор для этапного баллона имеет короткий шланг манометра высокого давления, который загибается назад, чтобы манометр смотрел на подводника, и закрепляется за первую ступень резиновой петлей. Шланг второй ступени должен быть такой же длинны как шланг "октопуса". Регулятор этапного баллона должен быть закреплен на баллоне, а сам баллон закрыт до тех пор, пока он не используется. Как правило, этапные баллоны размещаются на левой стороне для уменьшения сопротивления. Они размещаются слева и из-за расположения остальных элементов снаряжения, их баланса, расположения шлангов, и для того чтобы не создавать помех при использовании другого оборудования, в том числе скутера, который управляется правой рукой, и располагается ближе к правой стороне.

Для того, чтобы начать дышать из этапного баллона, мы ищем баллон с нужным обозначением глубины, перекидываем регулятор через шею, потом мы открываем баллон, берем регулятор в рот, и если мы можем дышать - значит, мы дышим правильным газом. Это именно так просто. Нет необходимости усложнять процедуру, мы только увеличим вероятность ошибки.

Приборы и компас располагаются на запястьях. Они размещаются в зависимости от необходимости. В океане компас имеет первостепенное значение и должен быть там, где его можно было видеть, где он был бы в правильном положении и не мешал другим действиям - это значит, что он должен быть на левой руке, в стороне от скутера. Глубиномер и таймер должны быть видимы все время, значит, они должны находиться на правой руке. Ремни ласт и стропы маски должны быть заменены на пружины и на эластичный материал, который не гниет, и не порвется во время погружения.

Если цитировать Била Гэвина, то подводник должен "быть устремлен не менее, чем к совершенству. Те, кто это делает, сами откроют ценность этого пути. Те же, кто к этому не стремится, никогда не поймут, о чем говорят другие". То, что мы здесь представили, называется системой "Doing It Right", она является базой, которая сочетает в себе комплексный подход, принимает во внимание все последовательности развития событий и возможные дополнения, но не имеет дело с фобиями. Используйте эту систему с одним предостережением - "никогда не нарушай Правило Номер Один", которое гласит "не ныряй с извращенцами".

 




http://www.youtube.com/watch?v=EwOdoYCx8ZU

 

 

dir.pdf

post-2990-0-75001700-1357686434_thumb.jpg

post-2990-0-21538100-1357686609_thumb.jpg

post-2990-0-41543000-1357686629_thumb.jpg

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
  • 1 month later...
http://www.youtube.com/watch?v=_-netyt3rkw

 

http://www.youtube.com/watch?v=CHuh5AjRVLI&feature=related

 

 

 

На данном видео отрабатываются  следующие вопросы .Демонстрируемый V-DRILL или ВЕНТИЛЬНЫЙ ЦИКЛ, одно из наиболее важных базовых упражнений при работе со спаркой. Цель упражнения — отработать последовательность действий по перекрытию вентилей и локализации неисправности в случае утечки газа из манифольда, вентиля, регулятора или шлангов. Важность этих навыков трудно переоценить. Многим может показаться что погружение со спаркой это в два раза больше надежности и безопасности, но это не так! Сильная утечка из шланга промежуточного давления на глубине 60 м опустошит спарку примерно за 20 секунд при отсутствии быстрых правильных действий.
И так техника самого упражнения: Исходное Положение — партнёры находятся друг напротив друга, в горизонтальном положении глаза в глаза, дышат из основных регуляторов. В случае выполнения упражнения с основными источниками света в ИП дайверы держат головки фонарей в левой руке!!! Так как это упражнение в случае ошибочных действий выполняющего его дайвера может привести к перекрытию всех источников ДС второй дайвер выполняет обязанности страхующего — следит за действиями выполняющего упражнение дайвера и в случае ошибки готов предоставить ему свой основной источник ДС!!!
Страхующий дайвер следит также за тем, чтобы выполняющий упражнение дайвер не перекрыл себе все вентиля и не остался тем самым без ДС. !!! ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ УПРАЖНЕНИЯ НЕОБХОДИМО УБЕДИТЬСЯ В РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЗАПАСНОГО РЕГУЛЯТОРА !!!
− Партнёр показывает сигналы «[Ты] [смотри] [я] [работаю с вентилями]»
− Перекрыть вентиль основной стойки спарки, сдышать / стравить остатки газа из основного регулятора до характерного усилия на вдохе. Перейти на запасной регулятор, основной пристегнуть на карабин на правое D-кольцо. При использовании основного источника света дайвер при перекрытии вентиля демонстрирует сигнал «ВНИМАНИЕ!»!!! Страхующий дайвер следит за тем, чтобы дайвер, выполняющий упражнение не забывал стравливать газ из основной второй ступени полностью и пристёгивал её направое D-кольцо !!!
− Открыть вентиль основной стойки спарки, отстегнуть основной регулятор, проверить его работоспособность, перейти на основной регулятор. Вернуться в ИП!!! Не забывайте проверять работоспособность регулятора перед тем, как перейти на него!!!
− Перекрыть разделяющий вентиль манифольда. При использовании основного источника света дайвер при перекрытии вентиля демонстрирует сигнал «ВНИМАНИЕ!»
− Открыть разделяющий вентиль манифольда. Вернуться в ИП.− Перекрыть вентиль запасной стойки спарки, стравить газ из запасного регулятора. При использовании основного источника света дайвер берет головку фонаря в правую руку и при перекрытии вентиля демонстрирует сигнал «ВНИМАНИЕ!»
− Открыть вентиль запасной стойки спарки, проверить работоспособность запасного
регулятора. Вернуться в ИП.
− Проверить открытость всех вентилей спарки!!! Здоровой практикой является проверка положения вентилей после любых действий проводимых с ними!!!
По окончании упражнения партнёры должны оставаться в исходной точке начала упражнения со всем шлангами , убранными соответствующим образом и с основными регуляторами во рту.
Если кто то заметил неточности, прошу поправить и дополнить.

 

материал подготовил Banderos

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

  • 7 months later...
А в предыдущем ролике сурового дайвера вштырило так от чего? Не совсем понял...

Там рассматривается учебный вопрос  при кислородном отравлении дайвера и первичные дейсвия бади и транспортировака пострадавшего на поверхность , с учетом того что надо учитивать то , что все это как правило происходит на большой глубине  или на декомпресии . И у дайвера  есть дикомприсионные обязательства , что еще больше усугубляет обстановку http://www.ua.techdive.com.ua/obuchenie/kislorodnoe-otravlenie-cns-otu.html

 

 

 

US Navy Diving Manual

Отравление кислородом.

 

Кислород, при парциальном давлении превышающем нормальное (0.21 АТА), может оказывать токсическое воздействие на организм. Отравление кислородом обусловлено как величиной парциального давления, так и временем воздействия (временем экспозиции). В водолазной практике можно столкнуться с двумя формами отравления кислородом – легочной (пульмонарной) формой отравления, и отравлением центральной нервной системы (ЦНС).

 

 

Легочная (пульмонарная) форма отравления кислородом.

 

Отравление кислородом при низком парциальном давлении или легочная (пульмонарная) форма отравления кислородом, возникает при дыхании газовой смесью, которая содержит 60 и более процентов кислорода при давлении окружающей среды 1 АТА, на протяжении 24 часов и более. Во время водолазных спусков легочная форма отравления кислородом может возникнуть при дыхании газовой смесью с парциальным давлением кислорода 0.6 АТА на протяжении 24 часов (например, спуски на воздухе на глубину 18 метров).

 

Длительное дыхание газовой смесью с более высоким процентным содержанием кислорода быстрее вызывает легочную (пульмонарную) форму отравления кислородом.

 

Симптомами легочной формы отравления кислородом являются ощущение жжения в процессе дыхании, постепенно перерастающее в болевые ощущения при дыхании.

 

 

Кислородное отравление центральной нервной системы (ЦНС).

 

Отравление кислородом под высоким давлением, или кислородное отравление центральной нервной системы (ЦНС), как правило, наступает в тех случаях, когда водолаз подвергается воздействию парциального давления кислорода более 1.6 АТА. Степень подверженности кислородному отравлению центральной нервной системы у разных людей может быть различной. Степень индивидуальной подверженности кислородному отравлению ЦНС также варьируется. В связи с этим, водолазы могут испытывать приступы кислородного отравления ЦНС и в тех случаях, когда парциальное давление кислорода и время экспозиции меньше, чем они успешно переносили до этого. Поскольку причиной отравления является именно парциальное давление кислорода, случаи отравления возможны при дыхании кислородно-азотной или кислородно-гелиевой смесью на глубине, большей, чем установлена для данной дыхательной смеси.

 

На отравление ЦНС кислородом оказывают влияние, в том числе, такие факторы как плотность дыхательной газовой смеси и тип применяемого снаряжения. В зависимости от типа используемого снаряжения, допустимые значения парциального давления кислорода могут несколько отличаться. Воздействие парциального давления кислорода в 1.4. АТА и ниже, с очень низкой вероятностью может послужить причиной отравления ЦНС кислородом. Как правило, использование кислородных изолирующих дыхательных аппаратов (ИДА) подразумевает наиболее низкое предельно допустимое значение парциального давления кислорода. В случае подачи кислородно-гелиевой смеси с поверхности, предельно-допустимое значение парциального давления кислорода может быть несколько выше.

 

 

Факторы, способствующие возникновению кислородного отравления ЦНС.

 

Существуют три основных внешних фактора, которые способствуют развитию отравления ЦНС кислородом:

 

- повышенный уровень СО2 в дыхательной смеси, вызванный неисправностью поглотителя;

- присутствие СО2 в подаваемой с поверхности дыхательной смеси;

- неадекватная вентиляция снаряжения при тяжелой физической нагрузке.

 

 

Симптомы кислородного отравления ЦНС.

 

Наиболее серьезным прямым последствием отравления ЦНС кислородом являются конвульсии. В ряде случаев, распознание симптомов отравления ЦНС кислородом на ранней стадии, может позволить снизить парциальное давление кислорода и избежать проявления более серьезных симптомов кислородного отравления ЦНС.

 

Наиболее часто встречающиеся симптомы кислородного отравления ЦНС можно запомнить по акрониму VENTIDC (или более легкий вариант – ConVENTID – DM.):

 

V: (Visual symptoms) Визуальные симптомы: «туннельное» зрение, ухудшение периферического зрения, возможно возникновение других симптомов, таких как «затуманенное» зрение (пелена перед глазами).

 

Е: (Ear symptoms) Слуховые симптомы. Присутствие любых звуков, которые не вызваны внешними источниками. Такие звуки могут напоминать звук колокола, гул или механический пульсирующий шум.

 

N: (Nausea) Тошнота или спазматическая рвота. Эти симптомы могут возникать периодически.

 

T: (Twitching and tingling symptoms) Ощущения подергивания или покалывания. Эти симптомы могут ощущаться в мышцах лица, губах или мышцах конечностей. Это наиболее явные и часто встречающиеся симптомы.

 

I: (Irritability) Раздражительность: любые изменения в ментальном статусе водолаза, включая замешательство, волнение, состояние тревоги.

 

D: (Dizziness) Головокружение. Симптомы включают в себя неточные движения, нарушение координации, необычную усталость.

 

C: (Convulsions) Первым и единственным признаком кислородного отравления ЦНС могут быть конвульсии. Конвульсии могут возникнуть внезапно без предварительных симптомов, либо предварительные симптомы могут быть чрезвычайно слабо выражены.

 

Перечисленные симптомы проявляются не всегда, и большинство из них не является симптомами характерными исключительно для кислородного отравления ЦНС. Наиболее явными симптомами приближающегося кислородного отравления ЦНС являются подергивание и покалывание мышц. Однако, все перечисленные симптомы приближающегося кислородного отравления могут проявиться слишком поздно, либо не проявиться вовсе. Проявление любого из симптомов является сигналом того, что в организме происходят некие патологические процессы, поэтому к ним необходимо относиться с большим вниманием и их не следует игнорировать.

 

 

Центральная нервная система и конвульсии.

 

Конвульсии, т.е. самые серьезные прямые последствия кислородного отравления ЦНС, могут возникнуть внезапно, без каких-либо предшествующих симптомов. Во время конвульсий, человек теряет сознание и его мозг посылает серию неконтролируемых нервных импульсов к мышцам. Во время пика конвульсий, нервные импульсы направляются ко всем мышцам одновременно, что вызывает состояние оцепенения. Такое состояние называется тонической стадией конвульсий. Вскоре энергия мозга истощается, и количество посылаемых импульсов снижается. Наступающее состояние называется клонической стадией, в течение которой случайные импульсы поступают к различным мускулам и вызывают сильные судороги и конвульсии приблизительно в течение минуты.

 

После конвульсий активность мозга снижается, и наступает постконвульсивная депрессия. В течение этой фазы пациент, как правило, находится без сознания и в состоянии покоя. Затем, наступает стадия сильного беспокойства в сочетании с полусознательным состоянием. Потом пациент впадает в стадию сна, время от времени, он пробуждается, но действуя еще не до конца рационально.

 

В ряде случаев, состояние депрессии может длиться в течение всего лишь 15 минут. Депрессия на протяжении часа или больше встречается крайне редко. В конце этой фазы, пациент зачастую внезапно приходит в полное сознание и, как правило, жалуется только на усталость, боль в мышцах и иногда на головную боль. Обычно водолаз помнит все, что происходило с ним до того момента, как он потерял сознание, но он не может вспомнить самих конвульсий, и практически не помнит постконвульсивную стадию.

 

 

Рекомендуемые действия.

 

Несмотря на свое бурное проявление, конвульсии, сами по себе, не грозят пациенту ничем, кроме утомления мышц. Вероятность гипоксии при задержке дыхания в тонической стадии низка по причине высокого парциального давления кислорода в тканях и в мозге. При возникновении конвульсий в условиях барокамеры, необходимо предохранить пациента от ударов о твердые поверхности и предметы, чтобы избежать ушибов и других повреждений подобного рода. Нет нужды пытаться удержать пациента в неподвижности, более того, это нежелательно. В первую очередь необходимо снять кислородную маску. Пока пациент находится в стадии конвульсий не стоит насильно открывать ему рот, чтобы вставить марлевый валик. После прекращения конвульсий челюсть пациента расслабится и его голову будет необходимо удерживать так, чтобы воздушные пути оставались открытыми. Пациент должен находиться в таком состоянии пока он не придет в сознание. Дыхание практически во всех случаях восстанавливается спонтанно.

 

Если используется снаряжение со шлемом и подачей дыхательной смеси с поверхности, то потенциально конвульсии могут привести к обжиму, но наиболее вероятно, что ушибы и различные травмы языка будут единственными последствиями. В некоторых ситуациях, быстрый подъем водолаза находящегося на пике конвульсий, может привести к образованию газовой эмболии. Если используется автономное дыхательное снаряжение с выдохом в воду (СКУБА), то наиболее серьезным последствием судорог будет утопление. Наличие напарника и системы взаимодействия с ним, в подобной ситуации может составлять разницу между жизнью и смертью.

 

Биохимические изменения, которые вызваны в центральной нервной системе высоким парциальным давлением кислорода, меняют свое течение не мгновенно после снижения парциального давления кислорода. Если у водолаза проявились какие-либо симптомы кислородного отравления, то судороги могут возникнуть через одну или две минуты после того, как водолаз перестанет дышать газом с высоким парциальным давлением кислорода. Преждевременно предполагать, что конвульсий удалось избежать, пока не пройдет две или три минуты после того, как водолаз прекратит дыхание кислородом.

 

Если у водолаза случились кислородные конвульсии, но он избежал утопления и не нанес себе серьезных повреждений, то полное восстановление возможно в течение 24 часов без каких-либо последствий. Хотя подверженность кислородному отравлению в последующем не повышается, некоторые водолазы при последующем применении кислорода склонны обнаруживать у себя ранние симптомы наступления кислородного отравления. Наиболее вероятно, что основная причина этого носит психологический, а не физиологический характер.

 

 

Предотвращение неблагоприятных последствий.

 

Несмотря на обилие теорий и большое количество проведенных исследований, точный механизм возникновения кислородного отравления ЦНС остается неизвестным. Предотвращение кислородного отравления водолазов имеет большое значение. При использовании кислорода под давлением, когда это является необходимым, либо дает существенные преимущества, водолазы должны соблюдать повышенную осторожность. Так они должны убедиться, что дыхательный аппарат исправно работает, проверить существующие ограничения по глубине и времени экспозиции, с повышенным вниманием относится к появлению необычных симптомов

  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...
  • 3 months later...

а зря... многие вещи на данный момент доведены практически до перфектционизма...

Т.е. практически нет возможности сделать лучше тот или иной скилл или выход из авр.ситуации

Link to comment
Share on other sites

а зря... многие вещи на данный момент доведены практически до перфектционизма...

Т.е. практически нет возможности сделать лучше тот или иной скилл или выход из авр.ситуации

Верю, знаю. Но народ не интересуется. Дайверские ветки очень вялые у нас.

Link to comment
Share on other sites

С чем связано это? Вроде все располагает... Финансы? Кол. дайверов?

В первую очередь отсутствие хороших мест для погружений в стране. Единичные озера и карьеры где хоть что то можно посмотреть... Нужно куда то ехать. У многих кто хочет продвигаться из за всех этих кризисов деньги на сухарь собрать не получается.

Link to comment
Share on other sites

Макс, помнишь пару лет назад я планировал сделать апгрейт и кроссовер с SDI в TDI. Но те кто хотел учиться техно ездили к Чистякову, Тишине, Кралиной. Никто не хотел заниматься в наших болотах, хотя и есть места хорошие. Например на выходные едем на Долгое. Виталик Садовников, который у тебя учился великолепен со своим ребром. Наши дайверы стремятся к лучшему. Они уже начали дышать из длинных шлангов, октопусов, они просто великолепны. Приезжай, все увидишь сам. И они мне упорно говорят, что им длинный шланг на 10-ти метровой глубине просто жизненно необходим.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...